Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

             Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует требования к содержанию и использованию животных, устанавливает обязанность и  ответственность владельцев.
          С 01.01.2020 вступила в силу ч. 6 ст. 13 Закона, в соответствии с которой выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается, за исключением случаев, если она находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
           Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 в Перечень потенциально опасных собак включены следующие собаки: «Акбаш», «Американский бандог», «Амбульдог», «Бразильский бульдог», «Булли Кутта», «Бульдог алапахский чистокровный (отто)», «Бэндог», «Волко-собачьи гибриды», «Волкособ, гибрид волка», «Гуль дог», «Питбульмастиф», «Северокавказская собака», а  также метисы перечисленных собак.
           Кроме того, с 01.01.2020 вступили в силу:
- ст. 15 Закона, устанавливающая требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;
- ст. 16 Закона, регламентирующая работу приютов для животных;
-ст. 18 Закона, определяющая порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
-ст. 19 Закона, регламентирующая задачи и порядок осуществления Государственного надзора в области обращения с животными;
- ст. 20 Закона, которой установлен порядок осуществления общественного контроля в области обращения с животными;
- ст. 22 Закона, устанавливающая порядок конфискации диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом.


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
             В Законе устанавливаются особенности правового регулирования отношений в области любительского рыболовства, в том числе раскрывается понятие любительского рыболовства, которое осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
            Законом определяются водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства.
             К примеру, запрещается рыбалка в особо охраняемых природных территориях, на участках, выделенных под производство аквакультуры, на землях обороны.
            Статьей 7 Закона устанавливаются ограничения любительского рыболовства, определяются разрешаемые и запрещаемые к использованию при его осуществлении орудия добычи (вылова) водных биоресурсов. Вводится законодательное понятие суточной нормы добычи (вылова) водных
биоресурсов.
            Установлен запрет заниматься подводной охотой в местах массового отдыха, использовать взрывчатые, химические вещества и электроток, сети.


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

              Федеральным законом от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» урегулировано проведение агролесомелиорации.

                Внесенными изменениями в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации законодателем определено понятие мелиоративных защитных лесных насаждений.
                Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений.
              Это вид мелиорации земель направлен на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв с помощью создания мелиоративных защитных лесных насаждений посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.
              Законом на правообладателей  земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, возложена обязанность по содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений в надлежащем состоянии и проведению мероприятий по их сохранению.
Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

           Вступили в силу с 30 января 2020 года изменения, внесенные Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 280-ФЗ в Федеральные законы "Об оружии", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Закон обозначил критерии, по которым охотничьим метательным оружием можно признать лук, сила дуги которого составляет более 27 килограммов на силу, и арбалет, сила дуг которого составляет более 43 килограммов на силу (кгс). Это - максимальное усилие натяжения лука или арбалета при растягивании тетивы в согнутой дуге.
            В настоящее время  луки и арбалеты смогут приобрести обладатели охотничьего билета и имеющие разрешение на ношение и хранение охотничьего огнестрельного оружия.
           Приобретенное гражданином охотничье метательное стрелковое оружие подлежит регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия (кроме того, граждане не реже одного раза в пять лет обязаны представлять медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием).


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

             Федеральным законом установлены особенности осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
              В частности, данный вид охоты осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях охотником или работником юридического лица или индивидуального предпринимателя (охотопользователя), при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
             Правила охоты не распространяются на указанных выше лиц.
Оказание услуг в данной сфере допускается только теми охотопользователями, у которых имеются разрешения на осуществление деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной сфере обитания.

             Доступ иных граждан на земельные и лесные участки, на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, созданные для содержания и разведения охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в целях обеспечения их безопасности возможен только с разрешения охотопользователя, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

             Изменения вступили в силу 29 февраля 2020 года.


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

             При пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать требования, установленные ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417).
             Согласно указанным Правилам в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
- разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
- употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
               Также Правилами запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
               Кроме того, граждане обязаны:
- при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления;
- принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
- оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров.
                Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
             В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия которого устанавливаются дополнительные ограничения в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, а также запрет на посещение гражданами лесов.
             Отдельно Правилами определены требования и запреты к использующим леса лицам, которые обязаны, в том числе, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу, а перед началом пожароопасного сезона лесопользователи обязаны провести инструктаж своих работников.
                К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов в силу требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
          В границах сельских населенных пунктов, также предусмотрено:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений     Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
           В соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
            Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) - штраф до 3 млн. руб. либо лишение свободы на срок до 10 лет.
        Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) - штраф до 1 млн. руб., административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) - штраф до 1 млн. руб. Непредставление сведений либо представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (ст. 19.7.14 КоАП РФ) – штраф до 15 тыс. руб.


          Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

           Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 определены особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
            Установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются:
- причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза его причинения,  возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по согласованию с органами прокуратуры);
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания (по согласованию с органами прокуратуры);
- поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием конкретного лица, требование прокурора;
- поступление заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- истечение срока исполнения предписания, влекущее возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
             При осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, и некоммерческих организаций со среднесписочной численностью работников за 2019 год более 200 человек, помимо указанных проверок, проводятся плановые проверки, если их деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, 1 классу опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
             Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Выезд при проведении проверки только в случаях согласования органами прокуратуры либо возможность выезда предусмотрена поручениями поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.


Костромская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Постановлением Правительства Российской Федерации разграничены полномочия органов федерального и регионального геологического надзора в сфере расчета размера причиненного недрам (учтенным и неучтенным полезным ископаемым)  вреда, а также скорректированы положения формул, необходимых для его исчисления.
           Для подземных вод, не являющихся объектом обложения налогом
на добычу полезных ископаемых, также определен порядок расчета размера вреда.
           Предусмотрено, что Росприроднадзор и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации производят расчет размера вреда с привлечением подведомственных учреждений и организаций,  а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Федеральным законом от 24.04.2020 № 146-ФЗ "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" внесены изменения, которыми установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется без проведения плановых проверок.
             Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения проводятся должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
            Федеральный закон вступил в силу 5 мая 2020 года.


Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
             Согласно требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
              Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
             Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
             В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованную подачу воды и (или) ее подвоз в соответствии с правилами,  утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
             Федеральным законодательством установлена административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
            К примеру, факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства могут квалифицироваться по ст. 6.3, 6.5, 8.42 КоАП РФ, ст. 236, 238 УК РФ.


Уважаемые граждане!

В связи с введением Распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 № 128-р на территории Костромской области режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) дополнительно разъясняю необходимость использования при обращении на личный прием средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), а также возможность дистанционной подачи обращений, по средствам Интернет-приемной прокуратуры области по адресу: http://www.kosoblproc.ru/default.php?page=messageprokuror, прокуратуры Макарьевского района по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., портала государственных услуг, по адресу: https://www.gosuslugi.ru/, ящиков для обращений.

Прокурор района

советник юстиции                                                                               Д.В. Ивков


Уголь производится в пиролизных установках – углевыжигательных печах, представляющих собой металлические емкости с дымоходом. Сырьем для производства угля являются отходы березы, которые под воздействием высоких температур в процессе пиролиза подвергаются обугливанию.
В ходе проверки прокуратурой выявлено, что углетомильные печи не оборудованы установками очистки газа, что способствует выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки в адрес всех организаций, осуществляющих производство древесного угля с нарушениями природоохранного законодательства, внесены представления об их устранении, объявлены предостережения о недопустимости эксплуатации стационарных источников выбросов в отсутствии газоочистного оборудования.
Устранение выявленных нарушений находится на контроле прокуратуры.

Помощник прокурора

юрист 3 класса С.О. Савинцева

30 лет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, выполняя решения руководства страны и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, стоит на страже исполнения законов в сфере экологии, конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Волжская прокуратура создана 27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции А.Я. Сухарева и до образования в 2017 году Амурской и Байкальской природоохранных прокуратур была единственной прокуратурой, организованной по бассейновому принципу.

Аппарат прокуратуры располагается в городе Твери, а межрайонные прокуратуры - в 15 субъектах Российской Федерации, от истока великой русской реки в Тверской области до устья в Астраханской. Протяжённость Волги с севера на юг составляет более 3,5 тысяч километров, в нее впадает свыше 2,5 тысяч притоков.

Волжский бассейн - это огромная экосистема, исторически объединившая разные народы, где проживает около 60 млн. человек и сосредоточена половина промышленного и сельскохозяйственного производства страны.

Особенностью Волжской прокуратуры является межсубъектовый характер ее деятельности, что позволяет выявлять и давать правовую оценку межрегиональным экологическим проблемам, которые необходимо и возможно решать в комплексе, объединив усилия многих регионов.

Сегодня экология является одним из важнейших приоритетов развития государства. Наша  задача  – средствами прокурорского надзора добиваться реальных перемен в сфере экологии и природопользования. Возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, жить в чистой стране – это стандарты, на которые ориентированы волжские прокуроры!

Свои усилия мы сфокусировали на профилактике и устранении экологических угроз, определенных Стратегией экологической безопасности.

Для этого изданы организационно-распорядительные документы, разработаны методические рекомендации, заключены и реализуются соглашения с региональными уполномоченными по правам человека, по защите прав предпринимателей, органами финансового контроля. Налажена тесная связь с населением, общественными объединениями посредством встреч с гражданами, круглых столов, открытых форумов.

Налажено тесное и доверительное взаимодействие с территориальными и транспортными прокуратурами. И как показала практика без объединения наших совместных усилий не возможно решение экологических проблем Волжского бассейна.

В регионах работы Волжской прокуратуры осуществляют деятельность 4 межрегиональные транспортные прокуратуры - Северо-Западная, Московская межрегиональная, Приволжская, Южная.

Консолидация усилий природоохранных и транспортных прокуроров необходима при проверках исполнения природоохранного и смежного с ним законодательства на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которые представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений, общественных, производственных и вспомогательных объектов, подвижного состава, водных и воздушных судов, плавучих объектов. В ходе их эксплуатации оказывается негативное воздействие на все компоненты окружающей среды – атмосферный воздух, водные объекты, земельные ресурсы, флору и фауну, посредством сбросов, выбросов, химического и физического воздействия, обращения с отходами и т.п.

При планировании мероприятий во взаимодействии с территориальными прокуратурами определяются смежные отрасли надзора, задачи, исключающие дублирование, но дополняющие полномочия друг друга. Как правило, такие мероприятия проводятся в сфере лесного хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, градостроительства, земельных, водных, бюджетных отношений и др.

Укреплению законности и правопорядка способствует проведение совместных межведомственных совещаний, заседаний коллегий природоохранной прокуратуры и прокуратур субъектов Российской Федерации, межрегиональных транспортных прокуратур, на которых рассматриваются наиболее значимые экологические проблемы, по результатам вырабатываются меры по их решению.

Только в 2019 году проведено 6 совместных заседаний коллегий с прокуратурами Рязанской, Саратовской, Тверской, Ульяновской областей, Северо-Западной транспортной прокуратурой по вопросам состояния законности в сфере обращения с отходами, лесопользования, исполнения экологического законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Меры по укреплению межведомственного взаимодействия, повышению эффективности работы правоохранительных органов по противодействию правонарушениям и преступлениям в лесной сфере обсуждены с участием Волжского прокурора на заседаниях Координационных совещаний руководителей правоохранительных органов Республики Марий Эл и Нижегородской области, на совместных межведомственных совещаниях в Вологодской и Тверской областях.

Аналогичная работа запланирована и проводится в текущем году. К примеру, в марте в г. Твери, на межведомственном совещании под сопредседательством первого заместителя Волжского прокурора, заместителей прокурора Тверской области и Московского межрегионального транспортного прокурора обсуждены вопросы укрепления законности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Практикуется проведение совместно с прокурорами субъектов Российской Федерации, транспортными прокурорами открытых форумов, являющихся не только инструментом привлечения внимания общества к вопросам экологии и площадкой для открытой дискуссии с общественными организациями и СМИ, но и особой формой взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти, широким экспертным сообществом.

Как пример, в 2019 году в Костроме под председательством Волжского прокурора и прокурора Костромской области с участием прокурора Тверской области, заместителей Северо-Западного транспортного прокурора, прокуроров Вологодской, Ивановской, Ярославской областей проведен межрегиональный открытый форум по вопросу состояния законности в сфере лесопользования.

Аналогичные форумы проведены в республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашии, Астраханской области.

Используются и другие формы взаимодействия. Совместно проводятся круглые столы, приемы граждан и предпринимателей. Разрабатываются планы совместных проверочных мероприятий. Издаются совместные организационно-распорядительные документы.

Показала свою эффективность деятельность межведомственных рабочих групп, созданных во всех регионах Волжского бассейна. На заседаниях групп обсуждаются вопросы соблюдения природоохранного законодательства, реализации мероприятий национального проекта «Экология», противодействия коррупции, защиты прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Многолетнее сотрудничество прокуратуры с органами государственной власти всех уровней, коллегами из территориальных и транспортных прокуратур, правоохранительными органами благоприятно отражается на экологической ситуации бассейна Волги.

Как пример, с 2015 года объем сбрасываемых в водоемы загрязненных сточных вод сократился на 352 млн. куб.м или на 16%, а сбросов без очистки – на 181 млн.куб.м или 72%; выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками – на 223 тонны или 12%.

Одним из важных направлений деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны вод.

Комплексно анализируя состояние законности, прокуроры не ограничиваются вопросами загрязнения вод, но всегда дают оценку влиянию на водные объекты лесных рубок, фактам захламления и застройки водоохранных зон.

Только в прошлом году волжскими прокурорами пресечено почти 3000 нарушений, оказывающих пагубное воздействие на водные объекты. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 960 правонарушителей.

Разрешена тысяча обращений о нарушениях водного законодательства, треть из них удовлетворена.

Основной причиной загрязнения водоемов являются сбросы неочищенных и недостаточно очищенных стоков. Работа 1120 предприятий, которыми в год сбрасывается 2 куб. км загрязненных сточных вод, находится под пристальным вниманием природоохранных прокуроров. По нашим требованиям строятся и модернизуются очистные сооружения. В прошлом году на эти цели затрачено свыше 700 миллионов рублей.

Как пример, в Тверской области исполнено решение суда по иску прокуратуры - племзаводом построены новые очистные сооружения, прекращен сброс загрязненных сточных вод в реку Межурку, на мероприятия затрачено 365 млн. рублей. В Волгоградской области прекращен сброс в Волгу загрязненных стоков с предприятия «Красный Октябрь». Отремонтированы очистные сооружения на двух объектах водоотведения в Высокогорском районе Республики Татарстан на сумму около 28 млн. рублей, в городе Богородске Нижегородской области - на сумму более 63 млн. рублей. Построены биологические очистные сооружения в городе Алатырь в Чувашии, на что затрачено 377 млн. рублей. В Ярославской области судостроительным заводом «Вымпел» построены очистные сооружения стоимостью более 85 млн. рублей. Продолжается строительство очистных сооружений Марийским целлюлозно-бумажным комбинатом, на что уже затрачено более 900 млн. рублей.

Модернизация объектов водоотведения -это длительный процесс, который связан не только со значительными материальными затратами, сложными технологиями, но и с иными обстоятельствами по принудительному исполнению судебных решений.

Во многом решению стоящих перед нами задач способствовало наделение в июне 2018 года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры полномочиями по надзору за соблюдением законодательства об исполнительном производстве. В результате в 2019 году службой судебных приставов исполнено 400 судебных решений, что в 2 раза больше чем в 2018 году и что, в конечном итоге, благоприятно повлияло на экологическую ситуацию.

Национальным проектом «Экология» в рамках реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Чистая вода» определены масштабные задачи - трехкратное сокращение сбросов загрязненных сточных вод.

Прокуроры активно включились в работу еще на этапе подготовки проектов в 2017 году.

О необходимости совершенствования работы по реализации национального проекта информируются органы власти субъектов Российской Федерации. По нашей инициативе дополнены региональные проекты в Астраханской и Самарской областях.

В 2019 году начата реализация 62 мероприятий. Завершены работы по 7 объектам, освоено более 294 миллионов рублей в Республике Марий Эл, Нижегородской, Самарской, Саратовской и Ярославской областях.

В этом году к реализации намечено 171 мероприятие на сумму около 13 миллиардов рублей.

Прокуроры реагировали на несвоевременное проведение конкурсных процедур и нарушения бюджетного законодательства.

Как результат - в Самарской области в декабре прошлого года завершено строительство водопроводных сетей в селе Калиновка, предусмотренное региональным проектом «Чистая вода». Заключены контракты в Жигулевске, Октябрьске и Сызрани.

В Тверской области региональным Министерством в ноябре 2019 года заключен государственный контракт по модернизации Тверецкого водозабора, обеспечивающего питьевой водой областной центр.

Прокуроры широко используют полномочия, предоставленные уголовно-процессуальным законодательством в пределах компетенции. По материалам прокурорских проверок, направленным в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ возбуждаются и расследуются уголовные дела.

В Волгоградской области на рассмотрении в суде находится уголовное дело по ст.ст. 201, 246 УК РФ в отношении руководителя организации, который, злоупотребив полномочиями не обеспечил выполнение части государственного контракта на проведение работ по экологической реабилитации   ерика Каширин. По иску прокурора взыскивается причиненный окружающей среде ущерб в размере 141 млн. руб.

В этой же области по материалам природоохранной прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.2 ст. 250 УК РФ. В ходе проверки установлено, что гибель рыбы в реке Сундовик произошла в результате сброса  сверхнормативных загрязненных сточных вод с очистных сооружений, эксплуатируемых МУП «Биологические очистные сооружения». Ущерб составил  более  1 млн. рублей. По иску прокурора на муниципальное предприятие судом возложена обязанность возместить вред, причиненный биоресурсам.

В Чувашской Республике в ходе прокурорской проверки установлено, что должностным лицом регионального министерства природных ресурсов и экологии в нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации в аренду организации предоставлен лесной участок для недропользования, который полностью входит в границы водоохранной зоны р. Сура. В результате незаконной добычи песка, недрам причинен ущерб на сумму более 4 млн. рублей. По материалам проверки в отношении должностного лица министерства расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, которое в настоящее время направлено в суд.

В Костромской области вследствие нарушений при утилизации затонувшей топливо-наливной баржи допущено загрязнение Горьковского водохранилища нефтепродуктами, в связи с чем прокурором инициировано уголовное преследование по ст.247 УК РФ, судом удовлетворен иск о взыскании ущерба в сумме 104 тыс. руб.

Пресечено 60 коррупционных нарушений в сфере водопользования, в том числе при реализации федеральных проектов национального проекта «Экология», федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах».

По материалам прокуратуры расследуются уголовные дела в Республике Татарстан по ч.1 ст. 285, ч.1 ст.286 и ч.3, ч. 4 ст.160 УК РФ в отношении бывшего директора учреждения Росводресурсов, который незаконно начислил себе премии на сумму почти 700 тыс. руб., подписал акты невыполненных берегоукрепительных работ Куйбышевского водохранилища в Ульяновской области на сумму более 55 млн. руб.

В этом же регионе возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст.159, ч.1 ст.285 УК РФ в отношении и.о. директора и учредителя ООО «Телесвязь» в связи с неисполнением работ по очистке акватории и берегов Куйбышевского водохранилища на сумму более 1 млн. рублей, предусмотренных федеральным проектом «Сохранение уникальных водных объектов».

Каждый факт причинения вреда водным объектам прокурорами подвергается глубокому анализу, принимаются исчерпывающие меры по его возмещению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Прокуроры нацелены на понуждение органов государственного экологического надзора к исполнению возложенных обязанностей.

Только после внесения представления Министру природопользования Рязанской области фармацевтический комбинат по судебному решению обязан возместить вред, причиненный водным объектам - рекам Амшанка и Кердь, в размере 3 млрд.  817 млн.  900 тысяч рублей.

Прокуроры инициативно обращаются с исками в суды в целях возмещения ущерба.

К примеру, в Чувашской Республике прокурором
в ходе проверки установлено, что ООО «Теплоэнергосети» осуществлялся сброс  сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в реку Цивиль с превышением установленных нормативов загрязняющих веществ. По иску прокурора вред, причиненный водному объекту в размере более 3,7 млн. рублей, полностью возмещен, эксплуатация очистных сооружений прекращена.

Необходимым условием обеспечения законности в сфере охраны вод является наличие границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а это – почти 340 тысяч километров, из них лишь пятая часть поставлена на учет.

Только в 2019 году предъявлено 133 иска к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, большинство из которых рассмотрено и удовлетворено.

Например, в Рязанской области по требованию прокуратуры установлены границы зон 152 водных объектов протяженностью почти 3,5 тысячи километров. А всего по бассейну на учет поставлено более 64 тыс. км границ.

До настоящего времени острой остается проблема установления границ и режима зон санитарной охраны источников водоснабжения, обеспечения свободного доступа к водоемам, сноса незаконно возведенных объектов.

По инициативе прокуроров внесены изменения в документы территориального планирования, скорректированы схемы водоснабжения и водоотведения в Волгоградской, Ивановской, Рязанской и других областях; организованы площадки сбора отходов в местах массового отдыха граждан на водных объектах в Астраханской области.

В 2018 – 2019 гг. по требованиям прокуроров в 43 случаях обеспечен свободный доступ к водным объектам, снесено 187 незаконно размещенных объектов в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полосах.

Внимание прокуроров обращено на установление зон затопления и подтопления, наличие на этих территориях объектов размещения отходов, скотомогильников.

На территории 13 населенных пунктов Вологодской области определены границы зон затопления, затрачено 15 миллионов рублей. В целом эта работа завершена в Республике Татарстан и Ивановской, Тверской областях.

Не оставлена без внимания межрегиональная проблема подъема и утилизации затопленных плавсредств. В прошлом году поднято 40 таких объектов, из них только в Астраханской области – 25. Всего по требованию волжских прокуроров поднято более 2 тыс. судов.

Информацию о нарушениях природоохранного законодательства во многих случаях прокуроры получают из обращений граждан. Ежегодно природоохранными прокурорами разрешается более 5 тысяч обращений. Проводятся выездные приемы, в регионах работают мобильные приемные, граждане обращаются на официальный сайт прокуратуры.

Обеспечение экологической безопасности Волги, сохранение природы для нынешнего и будущего поколения остается главной целью в деятельности Волжской прокуратуры.

5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды и День эколога России в связи с этим Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой организована «горячая линия» для приема сообщений о фактах нарушений экологического законодательства на территории 15 поднадзорных субъектов Российской Федерации Волжского бассейна.

Обращения о нарушениях в сфере охраны окружающей среды принимаются по телефону:

- Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры: 8-910-937-34-93;
       - Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры: 8-960-744-12-21.

       Обращения принимаются по любым вопросам, относящимся к компетенции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Направить сообщение в электронном виде можно по почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Поступающая информация станет поводом для организации проверок и принятия исчерпывающих мер прокурорского реагирования.

В силу п.4.1. ч. 4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Прокурор района

младший советник юстиции                                                                                         Д.В. Ивков

Основными сведениями, подлежащими указанию в трудовом договоре, в силу ч.1 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации  от 30.12.2001 № 197-ФЗ являются:
1)    фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
2)    сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
3)    идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
4)    сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
5)    место и дата заключения трудового договора.
К числу обязательных условий трудового договора в силу ч.2 ст. 57 ТК РФ законодатель относит:
1)    место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
2)    трудовую функция (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
3)    дату начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
4)    условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
5)    режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
6)    гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
7)    условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
8)    условия труда на рабочем месте;
9)    условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
10)    другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Наиболее распространенными нарушениями требований к порядку оформления трудового договора являются: неуказание даты начала работы, отсутствие конкретных условий оплаты труда, а также условия об обязательном социальном страховании работника. Формальный подход к заключению трудового договора способствует нарушениям прав работника.
Прокуратура Макарьевского района обращает внимание работодателя на необходимость неукоснительного соблюдения требований к содержанию трудового договора.
При отсутствии в трудовом договоре обязательных условий работодатель несет административную ответственность в соответствии с ч.4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за ненадлежащее оформление трудового договора. В отношении должностных лиц может быть назначен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 000 до 10 000 руб. на юридических лиц - в размере от 50 000 до 100 000 руб.


Прокурор района

младший советник юстиции                                                                Д.В. Ивков

В.А. Медведев, (49445) 55975


В силу требований ст.76, абз.13 ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации к числу основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ч.ч. 7,8 ст.213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят за счет средств работодателя обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 3,4,5 постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» установлен порядок, согласно которому психиатрическое освидетельствование работников проводится не реже одного раза в 5 лет врачебной комиссией с целью определения их пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень).
В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, перечислены отдельные  противопоказания для водителей авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта,  в том числе транспортных средств категорий А, B, C, D, E, мотоколясок для инвалидов.
Таким образом, в случае заключения трудового договора с работником-водителем, работодатель обязан обеспечить прохождение работником обязательного психиатрического освидетельствования до начала исполнения им трудовых обязанностей, а также принять меры к отстранению работника при истечении срока ранее проведенного освидетельствования.
Введение законодателем требования обязательности психиатрического освидетельствования направлено, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
За допуск работника-водителя к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований работодатель несет административную ответственность в соответствии с ч.3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
В отношении должностных лиц может быть назначен штраф в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 000 до 25 000 руб. на юридических лиц - в размере от 110 000 до 130 000 руб.


Прокурор района

младший советник юстиции                                                                Д.В. Ивков

В.А. Медведев, (49445) 55975


В силу требований ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, нарушивший установленный срок выплаты заработной платы, других выплат, в том числе за периоды нетрудоспособности, оплаты отпуска, обязан выплатить работнику денежную компенсацию за задержку выплат в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Обращаем особое внимание, что право работника на денежную компенсацию не носит заявительный характер, должно быть обеспечено работодателем при любом нарушении сроков выплат, обозначенных в ст. 236 ТК РФ.
За невыплату или выплату не в полном объеме обозначенной денежной компенсации работодатель несет административную ответственность по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
В отношении должностных лиц может быть назначено предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц  предупреждение или штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.


Прокурор района

младший советник юстиции                                                                Д.В. Ивков

В.А. Медведев, (49445) 55975



Прокуратурой Макарьевского района в феврале текущего года проведен мониторинг сайтов в сети Интернет, в рамках которого установлено, что в открытом доступе для неопределенного круга лиц на ряде интернет-страниц размещены сведения о способах изготовления оружия и его деталей с помощью 3D-принтера, в том числе статьи и видео по сборке оружия, файлы моделей деталей оружия для изготовления на 3D-принтере.
В целях ограничения доступа к страницам Интернет-сайтов прокурор Макарьевского района обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в Димитровский районный суд города Костромы с административным исковым заявлением о признании указанной информации запрещенной.
Суд признал, что информация о способах изготовления оружия и его деталей с помощью 3D-принтера нарушает права неопределенного круга лиц, способствует совершению административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний, что может повлечь тяжкие последствия для экономики страны и государственного устройства, здоровья и благополучия граждан, соблюдения их прав.
Решением суда административный иск прокурора Макарьевского района удовлетворен, информация признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда направлено для исполнения в Роскомнадзор.


Прокуратурой Макарьевского района на постоянной основе осуществляется  надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, на постоянной основе организован анализ подростковой преступности.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности прокуратуры.
В указанной сфере преобладают нарушения в сфере образования, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Также прокуратурой района установлены многочисленные нарушения законодательства о защите персональных данных несовершеннолетних в деятельности образовательных организаций Макарьевского района. Нарушения прав и интересов несовершеннолетних в ряде случаев носят системный характер, работа органов профилактики по предупреждению подростковой преступности и предупреждению совершения административных правонарушений подростками не всегда осуществляется должным образом.
По результатам прокурорских проверок в целях защиты и восстановления прав несовершеннолетних внесено 32 представления, по результатам рассмотрения представлений 35 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в суд предъявлено 16 исковых заявлений в защиту прав и свобод несовершеннолетних, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях. По материалам проверки, направленным в орган дознания для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, возбуждено 1 уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов.
Принятые меры способствовали недопущению роста подростковой преступности, а также увеличению числа преступлений в отношении несовершеннолетних.


Прокуратурой Макарьевского района в феврале 2019 года проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда в деятельности ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев».
В ходе проверки в адрес руководителя организации направлен запрос о представлении сведений. Однако вопреки требованиям  Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», руководителем ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» ответ на запрос прокуратуры в установленный срок не предоставлен.
В связи с тем, что требования прокурора о предоставлении сведений, изложенных в запросе, не исполнены, прокурором вынесено постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора). Судом по постановлению прокурора руководителю ООО «Коммунальное хозяйство г. Макарьев» назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.


Прокуратурой Макарьевского района на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства об оплате труда.
В ходе проверки, проведенной в деятельности коммунальной организации, установлено, что заработная плата 40 работникам предприятия в размере 340 тыс. рублей в установленный срок не выплачена.
По итогам проверки прокурором района в отношении руководителя и самого предприятия вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата заботной платы). По результатам рассмотрения постановлений руководителю организации назначено наказание в виде предупреждения, юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Вопрос погашения долгов по оплате труда и реальному восстановлению прав работников находится на особом контроле в прокуратуре района.

Нередко жертвами преступлений, в основном корыстного характера, становятся несовершеннолетние. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации особо урегулированы права несовершеннолетнего потерпевшего, направленные на защиту его интересов, как при расследовании уголовных дел, так и при рассмотрении таких дел в суде. Понимая, что сам несовершеннолетний в силу возраста не сможет надлежащим образом осуществить защиту своих прав, законодатель предусмотрел ряд дополнительных гарантий для такого лица.

Согласно положениям ст. 191 УПК РФ все следственные действия, связанные с дачей несовершеннолетним показаний (допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний на месте) проводятся с участием законного представителя несовершеннолетнего. К законным представителям несовершеннолетнего (п.12 ст.5 УПК РФ) закон относит родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, представителей учреждений либо организаций, на попечении которых находится подросток.

Согласно сложившейся практике законные представители несовершеннолетних потерпевших участвуют и во всех иных следственных и процессуальных действиях (ознакомление с постановлением о назначении экспертиз, ознакомление с материалами уголовного дела и др.).

Вместе с тем, законом ограничено участие законного представителя потерпевшего, если это противоречит интересам несовершеннолетнего. В таких случаях орган расследования обеспечивает участие другого законного представителя. Закон также обязывает орган расследования обеспечить при проведении следственных действия, связанных с дачей показаний, потерпевшим, не достигшим возраста 16 лет, педагога или психолога. По усмотрению следователя педагог или психолог может участвовать и в следственных действиях с лицом старше 16 лет, если это лицо страдает психическим расстройством или имеет отставание в психическом развитии. По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего закон предусмотрел обязательное участие психолога.

По общему правилу, предусмотренному ч. 4 ст.188 УПК РФ, лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается в орган расследования через его законного представителя или администрацию по месту работы или учебы несовершеннолетнего.

Законодатель ограничил время проведения следственных действий с подростком. Следственные действия с несовершеннолетним потерпевшим в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности более 1 часа; в возрасте от 7 до 14 лет - более 1 часа, а в общей сложности более 2 часов; в возрасте старше 14 лет -более 2 часов, а в общей сложности -более 4 часов в день. Потерпевшие в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им указывается на необходимость говорить правду.

Частью 5 статьи 191 УПК РФ предусмотрена обязательная фиксация путем видеозаписи или киносъемки хода всех следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего.

Вместе с тем, если несовершеннолетний потерпевший или его законный представитель возражают против фиксации следственных действий, таковая не проводится. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

В ходе расследования уголовного дела при наличии к тому оснований в отношении несовершеннолетнего потерпевшего органом расследования в обязательном порядке должны быть назначены и проведены судебные экспертизы. Такие случаи оговорены законодателем в частях 4 и 5 ст. 196 УПК РФ. Так, назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если возникают сомнения в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания для установления его психического или физического состояния. Также путем обязательного назначения и проведения экспертизы должен быть установлен возраст несовершеннолетнего потерпевшего, если отсутствуют документы, подтверждающие его возраст, или эти документы вызывают сомнения.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, повлекшие нарушения прав несовершеннолетнего потерпевшего в ходе досудебного следствия, могут быть обжалованы руководителю следственного органа или прокурору (ст.123 УПК РФ).

Потерпевшие в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им указывается на необходимость говорить правду.

СКАЧАТЬ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Часть 6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством,

- предупреждение или

- штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.

Часть 7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

- штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей,

- дисквалификация должностных лиц на срок от 1 до 3 лет.

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

Часть 1. Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации,

- штраф в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года,

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года,

- принудительные работы на срок до 2 лет,

- лишение свободы на срок до 1 года.

Часть 2. Полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации,

- штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет,

- принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,

- лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия,

- штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

- лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Примечания.

  1. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
  2.  Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями 1 или 2 ст. 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Важно!!! По вопросам нарушения трудовых прав можно обратиться в городские (районные) прокуратуры и в прокуратуру Костромской области (г. Кострома,ул. Ленина, д. 2),

а также сообщить по телефону доверия прокуратуры области 8(4942) 35-78-71.

Адреса и телефоны горрайпрокуратур указаны на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет http://www.kosoblproc.ru

Разработка и обслуживание сайтов «CоветникПРОФ» г.

Яндекс.Метрика